Цикл статей "Фотошкола - on-line" от Академии Фотографии

 Фотография - это одна из художественных технологий, которую может использовать любой человек, так или иначе связанный с творчеством. Построение композиции можно сравнить с написанием сочинения, которое впоследствии будет читать зритель.
 Самой распространенной ошибкой для начинающих фотографов является хаотичное приобретение знаний и опыта, в результате - частые неудачи и профессиональная небрежность. Хочу дать один совет, прежде чем вы начнете творить что-нибудь гениальное. У вас два пути на выбор: либо стать всемирно непризнанным гением, либо ремесленником, выполняющим заказы всемирно известных фирм.
 В большинстве случаев сложность представляет не решение задач, поставленных перед вами, а вопросы для решения этих задач. Необходимо четко сформулировать вопросы, на которые требуется ответить. Что - объект или сюжет с каким-то действием. Где - фон, антураж, место действия. Когда - утро, вечер, зима, лето и т.п. Как - цвет или ч/б, резко, размыто, графично, живописно, спецэффекты, спецприемы и т.п. Кроме того, неплохо упомянуть об используемой аппаратуре, материалах и иметь эскизную разработку своей идеи.

    Описание можете делать в произвольной форме, чем подробней вы составите описание, тем легче вам будет анализировать полученный результат. В случае лености своей запишите хотя бы экспозиционные параметры, иногда случайно полученный результат оказывает огромное влияние на вашу дальнейшую творческую деятельность, хотя в этом же случае, если вы ленивы, я рекомендую вам не заниматься фотографией, гораздо дешевле купить готовую фотографию, которая вам понравилась, и не мучиться. Не пытайтесь изучить фотографию за один день, за один месяц, за один год, она требует более продолжительного времени изучения. Никакой автомат вам не поможет, если вы будете снимать без мыслей в голове.
    В художественной фотографии главных определений два: ассоциативно-образное и эмоциональное, которые и содержат в себе идею снимка. Первое определение должно воздействовать на воображение зрителя и, вызывая у него какие-то ассоциации, рисовать образы, связанные с этими ассоциациями. Второе влияет на эмоции, вызывая у наблюдателя непроизвольную реакцию. Как вывод из психологических наблюдений могу сказать: хорошую фотографию человек рассматривает, если фотография похуже, он рассматривает, как она сделана, на третьей категории фотографий человек начинает думать, что он ничего не понимает в фотографии.
    Композиция (от лат. compositio - составление, связывание) может быть симметричной и асимметричной, статичной и динамичной, собирая плоскость изображения посредством сочетания линий, форм, фактур, световых и цветовых пятен, ритмично подводит взгляд наблюдателя к сюжетно важной части, формируя тем самым психологию восприятия зрителя, навязывает ему ассоциативные образы, вызывает эмоции определенного характера и не дает взгляду убежать за пределы кадра, и в любом случае это собранная, построенная конструкция.
    На самом примитивном уровне все очень легко: возьмите за основу «правило третей», если вы хотите сфотографировать закат, то небо должно занимать две трети кадра, а если отражение заката в воде, то две трети кадра должна занимать вода, если хочется и то и другое, сделайте два кадра. Не пытайтесь засунуть в один кадр все, что вы увидели, очень часто в результате, снимая все, не получается ничего. В случае сомнений сделайте несколько разнообразных кадров, а впоследствии выберете лучший на ваш взгляд, это и будет вашим отношением в конкретной ситуации. Выбрав лучший кадр, подумайте, что вы не сделали, или что можно было сделать для улучшения. На более высоком уровне требуется основательное изучение фотографии и накапливание опыта фотографических съемок.
    «Правило третей» - одно из основных правил построения фотографических композиций. Кадр мысленно делится вертикальными и горизонтальными линиями на три равные части (рис. 1), а точки их пересечения организуют зрительные центры. Размещение элементов композиции вблизи зрительных центров оказывает огромное влияние на психологию восприятия, делает кадр более динамичным. Размещение объекта съемки в центре в определенных случаях может быть оправдано, но чаще это статичная картинка. Для усиления динамики кадра необходимо заставить взгляд наблюдателя двигаться по изображению. При направлении движения взгляда из левого верхнего угла в правый нижний (рис. 2) создается иллюзия прибытия, приближения к наблюдателю или спуск с горы, а из левого нижнего в правый верхний - отбытия, удаления от наблюдателя или подъем в гору, кроме того, такого рода направления усиливают перспективу и создают иллюзию пространства.


    Попробуйте мысленно представить человека, идущего в гору, и расположить его в одном из предложенных направлений, определите, в каком из случаев он действительно пойдет в гору, в противном случае он будет стоять, размышляя, стоит ли идти в гору, может быть, лучше спуститься с горы, изменив направление движения. В любом случае это может быть движение. Как пример рассмотрим рис. 3, взгляд наблюдателя проскальзывает по стрелке в указанном направлении. Попробуем изменить ориентацию направления стрелки (рис. 4), взгляд наблюдателя, натыкаясь на стрелку, возвращается назад. При попытке рассматривать картинку по направлению стрелки вы можете почувствовать сопротивление или неудобство. Очевидно, это связано с некоторыми привычками человека, а может быть, и с какими-то другими особенностями человеческого восприятия.

    Посмотрим на рис. 5, ваш взгляд в первую очередь видит экран монитора и, возвращаясь, видит людей, на рис. 6 мы видим обратную картину. Направление лиц людей и расположение элементов композиции в обоих случаях заставляют ваш взгляд двигаться от одного элемента композиции к другому, но сюжетно важными являются в одном случае человеческие лица, а в другом - монитор, и в обоих случаях взгляд наблюдателя не может вырваться за пределы кадра. Рис. 7 и 8 можно представить как один и тот же сюжет, сфотографированный с разных сторон. Пространственное расположение элементов композиции на обеих картинках одинаково, но представленные изображения, хотя и схожи по геометрическому расположению фигур, совершенно различны по направлениям, что очень сильно сказывается на восприятии изображения.

    Как упражнение для построения простой композиции: выберите для себя наиболее интересную геометрическую фигуру из простых (треугольник, круг, прямоугольник), попытайтесь расставить элементы композиции так, чтобы взгляд, перемещаясь от одного элемента к другому, в итоге образовывал выбранную вами фигуру, придавая каким-либо образом направление взгляду. Попробуйте заставить зрителя наблюдать объекты в определенной последовательности. Сюжетно важная часть или элемент, представляющий ее, должны быть расположены в наиболее выгодной точке в соответствии с идеей кадра. Упражнением для более сложной композиции будет объединение нескольких разных или одинаковых образующих фигур. Такой принцип построения можно использовать как во фронтальных, так в объемных и пространственных композициях. Освоив простые приемы построения, вы сможете использовать более сложные фигуры и переплетения для направления взгляда наблюдателя по плоскости изображения. Тренировка взгляда таким образом поможет вам впоследствии безошибочно выбирать ракурс и точку съемки. Превосходные результаты дает совпадение выбранной вами точки съемки с вашей точкой зрения. «Разница между хорошей и посредственной фотографией измеряется миллиметрами», а наклон или поворот камеры на один градус может измеряться в фотографируемом пространстве километрами.
    Разобравшись с плоскостными построениями, попытайтесь создать иллюзию пространства, а для этого необходимо понять некоторые различия между человеческим взглядом и воспроизведением объектива, от чего и зависит пространство в фотографии. Глаз человека имеет угол зрения около 180°, но нормально воспринимает только около 50°, на что и рассчитан штатный или стандартный объектив фотоаппарата. Следовательно, фотографии, сделанные таким объективом, по восприятию перспективы будут близки человеческому восприятию пространства. Но угол зрения глаза человека значительно больше съемочного угла стандартного объектива, это и вызывает чувство ограниченности того же пространства. На рис. 9 схематично изображено два угла: угол зрения и угол восприятия перспективы человеческим глазом, на рис. 10 - угол зрения стандартного объектива и зоны, из-за которых возникает чувство ограниченного пространства.

    Длиннофокусные объективы в соответствии со своим названием имеют большее фокусное расстояние и, естественно, меньший угол зрения, что позволяет снимать сюжет более крупно, не сходя с места, но глубина пространства в этом случае значительно сокращается. Короткофокусные объективы, в противоположность длиннофокусным имея фокусное расстояние меньше стандартного, переисправляют перспективу, усиливая ее, и позволяют снимать с более близкого расстояния. Изменяя дистанцию до снимаемых объектов, меняя съемочные объективы, изменяются интервалы и отношения между частями и элементами композиции в пространстве и, соответственно, при воспроизведении его. На рис. 11 схематично изображены перспективные изменения прямоугольника, расположенного под некоторым углом по отношению к оптической оси объективов с разными фокусными расстояниями. В этом случае подразумевается фотосъемка с разных расстояний для получения изображения в одном масштабе. На рис. 12 использовались те же объективы, расстояние до снимаемого объекта было одинаковым, масштабность претерпела значительные изменения, зато перспективное восприятие прямоугольника практически не изменилось. Все эти манипуляции и позволяют сформировать в сознании иллюзию восприятия. У человека с его неизменной психологией восприятия перспективы при рассматривании фотографий, полученных длинно- или короткофокусными объективами, возникает чувство чего-то необыкновенного, а иллюзорность восприятия может вызывать в определенных случаях ощущения глубины пространства или его отсутствие. Попробуйте «поиграть» с пространством и перспективой, используя все вышесказанное.
    Точно так же необходимо учитывать перспективное восприятие при выборе формата изготавливаемой фотографии. Фотографии размером 10x15 см и 20x30 см, рассматриваемые на одном расстоянии, выглядят по-разному. У каждого формата изображения есть своя дистанция, с которой произведение выглядит наиболее выигрышно, при неудачном размещении картин некоторые произведения искусств «не открываются» посетителям.
    Бывает, что удачная композиция построена в разрез со всеми законами и правилами, но этим и отличается творческий процесс от бездумного копирования. Мы рассматривали технику исполнения, помогающую реализации и воплощению идей, создаваемых воспроизведений. Наиболее распространенный жанр в любительской фотографии - это фотография на память, и задача ее банально зафиксировать увиденное с простой целью, спустя некоторый временной промежуток или в случае утери снимаемого объекта, досконально воспроизвести в натуре или в памяти реальность былого. При портретной фотографии клиенты часто выражают недовольство по поводу наличия морщинок на лице, они предпочитают «плоские блины» (фотографический термин) с гладкой фактурой или полным ее отсутствием. Спустя десяток лет «блины» уже никого не интересуют, начинает привлекать документальность фотографии и ее подробности. Возникает чувство сожаления о потере реальности. Не старайтесь каждый раз, фотографируя ребенка, нарядить его, как новогоднюю елку. Спущенные колготы или чумазое личико вызовет у вас через пять-десять лет больше чувств и эмоций, чем однообразное ежегодное одевание во фрак, хотя не стоит пренебрегать и этим. Фотографируясь на фоне какого-нибудь памятника, зачастую вы получаете безликие фотографии, на которых смутно просматривается памятник с присутствующим у его подножья человеком. Надежнее и красивее будут выглядеть как минимум две фотографии: хорошо снятый памятник и ваш портрет на фоне фрагмента памятника. Неплохо иметь еще общий вид, дающий определение места, где стоит памятник. Эти три плана могут дать больше информации для памяти и в альбоме или буклете смотреться будут гораздо интереснее.


    В заключение хочу упомянуть еще об одном довольно простом, но продуктивном способе обучения - копировании. Выберете чужую фотографию из буклета, журнала или плаката, наиболее приглянувшуюся вам, рассмотрите ее, попытайтесь определить, как она сделана - какие законы, приемы и правила использовались при фотосъемке, какой свет и его расположение. Попробуйте воспроизвести выбранную фотографию. После получения своей фотографии сравните и проанализируйте результат. Но помните, что, рассматривая чужие фотографии, вы имеете определенный результат, решения конкретных задач и условий которых вы не знаете. Такой способ обучения дает возможность овладеть только техникой фотосъемки. Идейное содержание кадра скопировать нельзя. Если взять 100 хороших фотографов и заставить сфотографировать один и тот же сюжет, то получим 100 хороших фотографий, но все они будут разными, и выбрать одну в данной ситуации будет весьма сложно, и если взять 100 «смотрителей», то получим 100 мнений.

К списку новостей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

На главную страницу галереи