Мастер-класс Джеймса Хилла «Фотография и новости»


Мастер-класс Джеймса Хилла «Фотография и новости»

Мастер-класс «Фотография и новости» известного фотографа Нью-Йорк Таймс Джеймса Хилла прошел 18 декабря в Центральной аудитории РГГУ.  Мастер-класс был организован в рамках образовательной программы "Пролаб - Школа успеха" компанией Пролаб-центр совместно с РГГУ.

Цель подобных мастер-классов – встреча с человеком, добившимся успеха в фотографии. Общение с ним дает возможность, как новичкам, так и профессионалам, обсудить актуальные вопросы фотожурналистики с человеком, у которого за плечами колоссальный опыт. Это и история, и теория, и практика фотожурналистики, которую мы узнаем в лицах - из впечатлений, мыслей, достижений и ошибок известных фотографов, опыт и знания которых помогают в развитии собственного стиля, взгляда и мастерства. Такое общение, в первую очередь, вдохновляет, оно заставляет задуматься, позволяет посмотреть шире на привычные события и явления, что особенно важно для новостной фотографии.

Джеймс Хилл живет в России уже более 15 лет. За это время он побывал и в горячих точках – в Иране, Афганистане, Чечне, снимал события, будоражившие мирную жизнь – политические волнения на Украине, похороны Папы Римского.
Более двух сотен человек пришли в РГГУ узнать о том, как Джеймс Хилл представляет себе новостную фотографию. Многие ожидали услышать английскую речь, однако, Джеймс общался с аудиторией на русском языке. Тем самым, он не просто высказал свою любовь и уважение к России, он старался донести свои мысли аудитории напрямую. Для него особенно важным было установить контакт с аудиторией, чувствовать, как она реагирует на его слова и фотографии. Надо сказать, что Джеймс покорил присутствовавших своим чувством юмора, открытостью и обаянием.  Легкость, с которой Джеймс говорил о таких серьезных вещах, свидетельствовала о том, что он много размышлял об этом и давно нашел для себя ответ и решение этих проблем
С самого начала Джеймс Хилл показал одну из своих наиболее свежих и актуальных  серий - съемки предвыборной Москвы. Несмотря на то, что Джеймс много раз оговаривался, что его взгляд - взгляд иностранца, он острее почувствовал и передал то, что мы зачастую пропускаем мимо. Он сам признавался, что скорее всего, не смог бы так же объективно смотреть на ситуацию и снимать на своей родине, как это ему удается здесь. Россия не перестает удивлять и вдохновлять Джеймса своей непостижимостью и загадочностью. Он рассмотрел выборы с точки зрения символов партий и сообщаемого ими месседжа - и не увидел различий. Он посмотрел на Путина как на лицо на экране, лицо в интерьере, где этот экран включен. Он столкнулся с нелогичным и необъяснимым, и столкнул с этим нас - в своих фотографиях. Анализ и точность подмеченных Джеймсом деталей показывает нам то, что мы пропускаем мимо, о чем не задумываемся достаточно много, чтобы формировать свою четкую позицию и выражать ее в сложных, многослойных картинках
На примере предвыборной серии Джеймс Хилл много говорил о важности выработки собственного стиля. На собственном опыте он понял, что снимать необходимо только то, что тебе кажется важным и значимым. И снимать это надо наиболее интересным для тебя самого способом, стараясь уходить от привычных схем, клише и однообразия. Эти две составляющие и будут отличать тебя как фотографа, говорить о твоем стиле. Для развития стиля нужно постоянно искать новые, необычные ракурсы, приемы, не прекращать развития своих навыков и видения. Будучи новостным фотографом не достаточно сообщить в кадре информацию, нужно пропустить ее через себя, вложить в нее эмоции, ощущения, которые ты испытываешь, находясь в месте событий.
Джеймс рассмотрел ещё один очень важный аспект выработки собственного стиля. Снимая по заданию редакции нельзя корректировать свое видение под конкретное издание или редактора, иначе взгляд на событие перестает быть твоим собственным и честным. По словам Джеймса, сейчас есть ряд изданий, которые из-за этого никогда не поручат ему съемку, а есть и те, которые могут поручить съемку только ему, зная как он анализирует и передает увиденное, иными словами,  видя  его внутреннюю свободу и честности перед собой. Конечно, этой честности нельзя научить за одну трехчасовую беседу, о таких вещах нужно говорить и говорить, чтобы они со временем превратились в убеждения сегодняшних слушателей Джеймса Хилла
После перерыва на вопросы, Джеймс Хилл показал свои работы из Ирака, поделившись своими впечатлениями о том, как и что он снимал в зоне конфликта. Редакторы просили у Джеймса фотографий войны, но в Ираке он не увидел сражений.  По его словам больше всего это напоминало бой с тенью – американские солдаты огромной мощью и силой двигались на невидимого противника. На фотографиях Джеймса мы видим, что люди уже привыкли к войне, она стала частью их обычной жизни, как бы парадоксально это ни звучало. Безусловно, не обошлось без вопроса – почему Вы пошли снимать на войну. Джеймс открыто и честно ответил, что это был его внутренний выбор, не просто чтобы проверить справиться ли он с этим, а скорее потому, что быть там и видеть все своими глазами было для него очень важным, по-человечески важным. Джеймс подчеркнул, что на войне особенно важна интуиция  - прежде всего, для того, чтобы знать, где стоять, как себя вести. Но он не смог бы снимать войну всю жизнь так, как например, Нахтвей. Он просто не хочет такой жизни, ведь находясь там, становишься другим человеком, закрываешься от многого, сам себя не узнаешь, но иначе тебе не вынести происходящего.
Джеймс рассказал, какие технические проблемы возникают при съемках на войне – это и песчаные бури, и перебои с электричеством и связью, необходимость тщательно продумывать, какую технику брать  с собой. Молодых фотографов Джеймс предостерег чрезмерным увлечением техникой. Он иронично заметил, что в начале своей карьеры таскал с собой сумки переполненные техникой, но со временем отказался от этого и сейчас старается брать с собой как можно меньше, точно зная, что ему нужно для конкретных событий.  Джеймс признался, что почти совсем не использует вспышку, потому что она кажется ему неудобной. Корректное ее использование отнимает слишком много внимания от сюжета съемки. Джеймс подчеркнул, что используемая им техника подчиняется его видению сюжета: технические новинки облегчают задачу фотографа, освобождая его для анализа действительности, а не настроек фотокамеры. Однако, признавая все достижения цифровой техники, есть случаи, когда съемка на пленку помогает усилить впечатление от снятого материала. 
В полной тишине участники семинара смотрели фотографии Джеймса Хилла, сделанные им в Беслане. Джеймс рассказал о том, как он снимал спустя недели после трагедии, когда в школах уже началась учеба. Но он чувствовал, что жизнь этих людей уже никогда не станет прежней.. Джеймс Хилл рассказал, как он пытался выразить чувства этих людей через свои фотографии. Для этой тяжелейшей темы он выбрал среднеформатную камеру и черно-белую пленку, чтобы подчеркнуть глубину деталей в обстановке разрешенной школы, всю боль трагедии в глазах людей. Цвет отвлекал бы на себя внимание, а черно-белое изображение позволяет не просто сопереживать случившемуся, а ощутить весь ужас случившегося и погрузиться в размышления о произошедшем
За репортаж о Беслане, Джеймс Хилл получил многочисленные призы в 2005, такие как престижный World Press Photo (1-ая премия, Общие Новости (серия)), Overseas Press Club of America (номинация «Жанровая фотография») и Visa d’Or Magazine (Фестиваль «Visa pour l’image », Перпиньян, Франция). Джеймс Хилл обладатель множества наград, его фотографии побеждали во всех самых значимых для фотожурналистики конкурсах. Фотографии, посвященные недавним конфликтам в Афганистане (Pulitzer Prize 2002, номинация «Жанровая фотография»), в Ираке (NPPA Award 2003- номинация Best of Photojournalism – номинация Best News Picture Story on the Web).
Независимо от сложности сюжета, в работах Джеймса неизменно присутствует честность и красота, сила прекрасного. Он снимает войну и смерть ради жизни. Джеймс Хилл уверен, что хорошая репортажная фотография должна быть красивой, обладать художественной ценностью, иначе она бессильна и преходяща.
Новости для Джеймса не просто события - важное место в своем творчестве и работе Джеймс Хилл уделяет портретам людей. Джеймс Хилл показал на мастер-классе две портретные серии, которые он снимал в течение нескольких лет. В первом проекте портреты ликвидаторов Чернобыльской аварии чередовались с видами местности после аварии. Второй проект - ветераны Великой отечественной войны, сделанные в течение нескольких лет на День победы. Ветераны, по словам Джеймса, наиболее дорогой его сердцу проект. Оба проекта затрагивают общечеловеческие темы, но Джеймс и здесь избегает привычных трактовок, он вкладывает в раскрытие каждой темы свои личные переживания и ощущения, и убеждает нас в том, что фотографу нельзя иначе.

Екатерина Межеков


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

На главную страницу галереи