«Как снимать жанр?» - лекция Игоря Мухина

«Как снимать жанр?» - лекция Игоря Мухина

24 декабря в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко прошла публичная лекция именитого фотографа Игоря Мухина. Послушать лекцию собрались, в основном, начинающие фотографы, студенты московских фотошкол. Лекция  Игоря Мухина завершила на 2007 год  программу образовательных мероприятий «Пролаб – Школа успеха», проводимых компанией Пролаб-Центр совместно со Школой фотографии и мультимедиа им. Родченко.

Игорь Мухин начал лекцию с показа работ мастеров, которые повлияли на него, когда он только начинал заниматься фотографией, когда снимал случайные, зацепившие взгляд моменты. Прежде всего, это: Борис Михайлов, Борис Савельев, Юрий Рыбчинский, Владимир Филонов, Александр Лапин. Лекция длилась около пяти часов, она была разбита на этапы и знаковые проекты в творчестве Игоря. Многие из фотографий Игоря были хорошо известны аудитории, но они приобретали новый смысл и глубину, благодаря его комментариям, и историям с ними связанным.

Начиная рассказ о своем творчестве, Игорь заранее обозначил: «Я ничему не учу, это скорее лекция, нежели мастер-класс». Конечно, за такой короткий срок мало кого можно всерьез чему-то научить, но, тем не менее, аудитория получила от Игоря не только четко структурированную информацию о его творчестве, но и полезные рекомендации. Остановимся на наиболее важных советах, которые дал аудитории Игорь Мухин.

«Я - документальный фотограф» - говорит Игорь Мухин. На примере своих проектов, посвященных советской монументальной пропаганде, и молодежи 80-х и 2000-х, Игорь показал, что нужно анализировать происходящее вокруг тебя в данный момент и
стараться запечатлеть окружающую реальность, со всеми деталями и подробностями. Цель документального фотографа запечатлеть то, что есть сейчас, пока оно не исчезло.  И на примере облупившихся и уже порой до основания разрушенных монументов советской эпохи из серий Игоря – слушатели особенно остро почувствовали быстротечность времени.
Как выбрать объект съемки, как его найти или не упустить?
Путь фотографа - ходить, искать и ждать. Нужно проводить много времени на месте, которое кажется интересным. Если попались какие-то интересные элементы сюжета, то нет другого выхода, кроме как ждать недостающего элемента – случайного прохожего, чьей-то руки, силуэта, взгляда. Но это далеко не все.

Нужно наблюдать, где, в какое время какой свет, световые блики и запоминать наиболее интересные по свету места. Игорь сказал, что он снимает световые пятна уже более 15 лет, и эта тема не перестает быть ему интересна. Для реализации пойманного образа важно его хорошо проанализировать, причем это не обязательно должно занимать много времени.

Игорь показал фотографию, на которой изображены люди, спускающиеся с лестницы, залитой утренним солнечным светом. Он сказал, что заранее отметил: в этом месте очень красивый утренний свет. Два раза в день люди проходят вверх и вниз по лестнице, создавая своим быстрым шагом  нужный ритм и рисунок, который хочется уловить. Проанализировав этот образ, Игорь пришел к выводу, что наиболее яркое впечатление будут производить люди, спускающиеся вниз с лестницы в жестком утреннем свете, спешащие на работу. Чтобы верно передать это настроение, Игорь приехал вместе с самыми ранними пассажирами и наблюдал, как они мелькают в утреннем свете, пока не дождался нужного кадра.

Игорь неоднократно отметил, как велика роль элемента случайности в съемке и в выборе фотографа.
По большому счету, когда просишь человека на улице позировать перед камерой, элемент случайности и продуманности соседствуют очень близко. С одной стороны, в голове уже родился какой-то образ этого человека. С другой стороны, Игорь всегда снимает и до того, как человек начал позировать, и после того, как он считает, что его больше не снимают, потому что в эти моменты люди раскрываются в своих естественных эмоциях.

Безусловно, не обходится съемка на улице и без курьезных случаев. Игорь рассказал, как в 80-е годы, гуляя по Невскому проспекту, он встретил Бориса Гребенщикова. Они были знакомы.  Но Гребенщиков был близоруким и не носил очки, как и Игорь, то есть узнали они друг друга, только поравнявшись. Игорь тогда просто попросил Бориса прогуляться с ним и снимал его в попадавшихся на пути интересных местах Невского. Это не было постановочной съемкой, чем-то заранее запланированным. Так же Игорь снимал и многих других музыкантов, чью музыку любил и с кем был знаком. Он делал несколько кадров после концертов и  в перерывах. Таким образом, теперешние музыкальные легенды показаны нам в своей обычной жизни и обстановке, без налета звездности и официальности.

Как раскрыть тему на языке фотографии?
Игорь озвучил известный фотографам закон поведения в новом месте: если на улицах города людей нет, и в городе ничего не происходит, то надо пойти на вокзал или рынок. Там всегда и жизнь кипит, и много красок, фактурных  лиц. Люди там сильно заняты своими обычными делами, поэтому не сильно обращают внимания на фотографа.

Если вы продолжаете снимать сюжет, а чувства, что сюжет сложился,  все нет и нет, нужно все равно продолжать. Игорь Мухин подчеркнул, что во время развития сюжета может появиться новая деталь, которая и сделает этот сюжет завершенным. Он привел пример из своей недавней съемки. Задача стояла показать усталость девочек, ежедневно тренирующихся в балетной школе по 8-10 часов в день в течение более десятка лет ради того, чтобы на 5- 7 лет стать балериной и уйти  на пенсию. Пока Игорь работал на репетициях, девочки с большой радостью относились к присутствию фотографа, о том, чтобы поймать усталость  в их лицах – не было и речи. Нужный сюжет пришел совершенно неожиданно – между репетициями.

Говорят, что фотография интернациональна и ее не надо переводить на другие языки. Это не всегда так. Игорь рассказал, как снимал выпускников московских школ, вышедших с праздничного концерта из киноконцертного зала «Россия» смотреть салют. Игорю очень нравится эта фотография: юные лица, застывшие в восторге от увиденного салюта в их честь. Но на западе на этот снимок реагировали негативно и с опаской,  решив, что это съемка секты. Другая история: монумент футболиста, который прижимает к груди кубок. И рука, и кубок облупились от времени. Игорь вкладывал в этот снимок светлые , праздничные настроения, радость от спортивных достижений. А в Германии сказали, что это надгробный памятник и рука держит урну с прахом, и не включили в экспозицию.

 Избитые темы: как избежать клише?
Снимая много на улице, понимая, что все уже кем-то снято, фотограф хочет все же избежать клише. Игорь Мухин на примере своего проекта «Праздники» показал, что не надо бояться браться за уже много раз отснятые темы. В России не отмечают новые праздники, а продолжают праздновать старые. Людей прошлого сменяет новое поколение, а праздники остаются, и митинги тоже остаются.

Съемка митингов и демонстраций - всегда соревнование профессионалов-фотографов. Нужно  ходить на митинги, чтобы научиться общаться с участниками, посмотреть, как другие фотографы работают. По результатам можно сравнить, кто лучше снял, кто оказался в нужной точке в нужный момент. Но и на митингах нужно следить за происходящим, подмечать изменения обстановки и не бежать вместе со всеми в гущу событий, а искать своих героев, свои планы. В этом отличие новостной фотографии от документальной и художественной.

Бывает так, что глаз замыливается. Вопрос творческого кризиса или депрессии, Игорь резюмировал так: если вы чувствуете, что не можете снимать, - не снимайте - это совершенно нормально. Но не надо отучаться наблюдать и анализировать. Вам нужно отдохнуть некоторое время от съемки, это может быть и несколько лет, чтобы вернуться потом к съемке, изменив и освежив свое видение

Цвет и ч/б…
Большая часть фотографий Игоря Мухина черно-белые. Это видение документального фотографа. В монохромном изображении усиливается вневременной характер снятого материала. Как пример,  фотографии из проекта о молодежи, где снимки 80-х  годов стоят в одном ряду с фотографиями 2000-х. Но Игорь не ограничивает себя рамками  черно-белой фотографии.

Если глаз видит, что сюжет может быть только цветным, то Игорь снимает на цвет. Для удобства он возит с собой две камеры: с цветной и черно-белой пленкой. «Вижу цветной сюжет, снимаю на цветную пленку, вижу черно-белый, снимаю на ч/б пленку»  - говорит Игорь, показывая для примера фотографии, снятые в Нижнем Новгороде, -  с привокзальной площадью и рынком.

О технике, камере, вспышке…
«Лейка» появилась у Игоря в 1995 году. Любимый объектив 35 мм.  Хотя он использует и другие объективы, этот кажется ему наиболее комфортным. Но чем шире объектив, тем ближе надо подходить к объекту съемки. Комфортность работы с 35мм Игорь объясняет близорукостью. В этом больше правды, чем юмора: у близоруких людей, носящих очки сужен кругозор, боковым зрением они видят объекты нерезко.

Как в самом начале, так и сейчас, Игорь снимает на пленку, сам проявляет и печатает свои фотографии. Для заказных съемок он иногда пользуется и цифровой камерой, но предпочтение все равно отдает пленке.  Он никогда не любил вспышку, предпочитая  естественный свет.

Дизайн и изготовление календарей спб.

Как выбрать тот самый кадр?
Выбор лучшего из отснятого материала – вопрос,  волнующий каждого фотографа. Игорь Мухин рассказал, что он выбирает в несколько этапов -  сразу, по свежим впечатлениям, а потом ещё раз спустя время, пересматривает контакты, добавляя один-два новых  кадра. Выбирать всегда трудно: то, что нравится сразу после съемки, может через полгода уже не нравится. Именно поэтому очень важно возвращаться к своим старым съемкам и их пересматривать, ведь «хорошего много не бывает» - говорит Игорь, - «но иногда и соседние кадры бывают важны для развития темы».

Как из отснятого материала получаются проекты?
Все показанные Игорем в рамках лекции работы были разбиты на проекты. Игорь Мухин много говорил о важности проектного мышления и видении разных подборок в одном отснятом материале. Когда вы отсняли большой материал, его надо напечатать.  Индекс-принты или контрольки позволят увидеть весь материал, внимательно  его осмыслить, структурировать отснятое. Можно параллельно снимать несколько проектов. Игорь Мухин продолжает все свои начатые проекты - Скамейки, Фрагменты монументов, Праздники, Молодежь – проекты развиваются, время добавляет им новое звучание.

Анализировать отснятый материал нужно постоянно. Игорь принимает решения, какую серию можно продолжить, не придумывая заранее, а исходя из отснятого материала.
Когда Игорь начинал  свой проект Праздники, тогда  все стремились снимать жизнь одного человека или снимать в провинции. Но никто не снимал на Красной площади, кроме как на парадах, а между тем, вокруг нее происходит интересная жизнь.

Документальных фотографов немало, но чем же отличается стиль Игоря Мухина?
«Я не занимаюсь жанром, я занимаюсь документальной фотографией… я не бегаю по редакциям, я сам себе заказываю проект и сам его снимаю, сам обрабатываю пленку, сам печатаю фотографии» - говорит Игорь. Его фотографии – это свидетельство времени, его видение постоянно изменяющегося мира.

Игорь говорит, что его очень многие его фотографии долго были никому не нужны и получили настоящую жизнь только сейчас. Увидев его проекты в ретроспективе от 80-х до сегодняшнего дня, мы понимаем, что Игорь Мухин - это веха в истории фотографии. Он один из первых начал снимать известных и обычных людей не в парадной обстановке, а такими какие они есть, без официоза, так, как раньше было не принято. Уже потом  Хайди Холлинджер, канадка, прожившая в России 6 лет, перенесла этот прием на политиков и показала их вполне живыми людьми. Он, как и Александр Слюсарев, и Илья Пиганов, и многие другие, друзья и учителя Игоря, искал новый фотографический язык, новые приемы и формы в изображении действительности.  Фотографии Игоря Мухина были прорывом в застойном сознании. Они и сейчас являются примером для молодых авторов, уже в изменившемся мире. Документальную фотографию Игоря Мухина отличает легкая ностальгия: неповторимость ушедшего момента ощущается в кадре, даже если он был снят вчера.

Возможно, Игорь Мухин не ставил для себя цели кого-то научить и не собирался раскрывать секретов, он просто рассказал о своем личном выборе в фотографии. Он  показал, на примере своих проектов, что нельзя никогда забывать про уникальность своего видения - нужно искать свой стиль, развивать свои собственные идеи, и постоянно – думать. Казалось бы, все уже снято, но окружающая жизнь дарит нам неисчерпаемое количество уникальных моментов, нужно только быть внимательным.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

На главную страницу галереи